Ассоциативный эксперимент в своей работе использовали еще Френсис Гальтон и Зигмунд Фрейд. Этот метод позволяет получить представление об отношении испытуемого к стимулам. Построить картину его семантической сети, отражающую содержание бессознательного.
Процедура эксперимента
Испытуемым выдают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Рядом с каждым словом-стимулом анкеты испытуемые пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову по прочтении слова-стимула. Обычно даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.
Интерпретация ответов
При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций обычно рассматривают отношения, возникающие в паре стимул — реакция. Существует несколько приемов классификации.
Дж. Миллер классифицирует реакции с точки зрения выявления семантических признаков, или параметров:
● контраст (мужчина — женщина),
● сходство (скорый — быстрый),
● подчинение (животное — собака),
● соподчинение (собака — кошка),
● обобщение (огурец — овощ),
● ассонанс (рот — крот),
● часть — целое (день — неделя),
● дополнение (вперед — марш).
Программная реализация
● Скрытие стимулов от сознания респондента при помощи методов 25 кадра или фрагментированного предъявления позволяет получить ответы избавленные от влияния социальной желательности или идеального "Я".
● Многократное предъявление скрытых стимулов позволяет выявить устойчивость ассоциаций и повысить валидность метода.
● В программе "Эмограф" производится регистрация скорости ответов на предъявленные респонденту стимулы. Достаточное отклонение скорости реакции от средней скорости реакций на нейтральные стимулы позволяет судить о значимости стимулов.