Применение перцептивно-моторных задач в психосемантических исследованиях на примере задачи «цветовые градиенты»

Переведенная копия документа "REFERATUS_PR_1(1)".docx

Полярин Артем Николаевич

Применение перцептивно-моторных задач

в психосемантических исследованиях

на примере задачи «цветовые градиенты»

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 1
1.    История применения перцептивно-моторных задач 2
        1.1.         Циклографический метод Н.А. Бернштейна
        1.2.         Регистрация моторных актов в экспериментах А.Р. Лурии
        1.3.         Кинематометрическая методика Е.П. Ильина
2.    Системные концепции механизмов управления движениями (прямая связь) 6
        2.1.         Теория Н. А. Бернштейна
        2.2.         Теория П. К. Анохина
3.    Обобщенная модель репрезентации (обратная связь) 8
        3.1.         Модель опыта по В. Вундту
        3.2.         Символическая функция и уровни репрезентации Ж. Пиаже
        3.3.         Анализ репрезентации по Л. Выготскому
        3.4.         Семиотический треугольник Огдена – Ричардса
4.    Описание перцептивно-моторной задачи «цветовые градиенты» 15
        4.1.         Модель зрения человека и цветное пространство компьютера
        4.2.         Условия перцептивно-моторной задачи  «цветовые градиенты»
5.     Общая модель процесса решения перцептивно-моторных задач 18
6.     Методы анализа решений перцептивно-моторных задач 21
         6.1.         Физический смысл трека как записи движения в поле действия аттракторов
         6.2.         Кластерный анализ результатов
7.    Перспективы дальнейших психофизиологических исследований 23
    Выводы 24
    Литература 25

ВВЕДЕНИЕ

В пределах естественной парадигмы, психология выработала достаточно сложную форму отражения психической реальности. Основой этого отражения, как и для всех естественных наук есть мера пространства, веса и времени - число. Математические модели, построенные на вероятностные отношении величин, которые принимают определенные значения, значительно расширяют наши представления о внутреннем мире человека. В определенной плоскости, историю естественной парадигмы в психологии можно рассматривать как историю экспериментального поиска новых переменных величин и установления отношений между ними.

Важно заметить, что эти величины через формализацию результатов деятельности описывают преимущественно свойства психического. Процессы которые привели к определенным результатам деятельности и состояния через которые пройлы исследуемые системы перед достижением результатов учитываются достаточно редко. В субъективных опросниках, объективных задачах, проективних методиках уделяется наблюдению процессов и состояний достаточно мало внимания. Это связано со сложностью регистрации процессов и состояний, с большими объемами информации, которую необходимо обработать, формализовать и определить необходимые величины.

Новые технические средства позволяют преодолеть эту сложность. Становится возможной регистрация всех состояний в которых находилась система человек - машина (задача) в процессе движения к состоянию максимальной определенности и равновесия. Открываются широкие возможности применения перцептивно - моторных задач для исследования психического. В прошлом веке уже применяли перцептивно-моторные задачи для исследований репрезентации, аффекта и процессов ориентирования. Эти задачи, исходя из уровня техники, были преимущественно механическими. Следует заметить, что в наше время интенсивного развития вычислительных машин, которые могут эмулировать и реальное и идеальное, эти технологии все же остаются развитыми довольно мало.

Эта работа преследует цель кратко описать методологию и дать теоретическое обоснование использованию перцептивно - моторных задач для исследований в области психосемантики. Для примера мы разберем строение перцептивно-моторной задачи «цветные градиенты» в компьютерном реализации. Внешне процесс решения таких задач выглядит довольно просто, по содержанию же является очень сложным явлением. Мы попробуем разложить его на отдельные части, которые соответствуют определенным разделам психологической науки.

Для описания процессов ощущения, восприятия и движений нам придется обратиться к достижениям психофизиологии. В этом нам помогут работы П.К. Анохина, Н. А. Бернштейна и А.Р. Лурии. Поскольку мы будем разбирать применения субъективных перцептивно - моторных задач для изучения репрезентации, то нам придется рассмотреть работы авторов, которые занимались проблемами сознания и познания. Для этого мы обратимся к мнениям Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и В. Вундта.

1. История применения перцептивно-моторных задач как методов исследования

Исследование процессов и состояний в пределах естественной парадигмы психологии исторически связанные с изучением процессов внешней и внутренней регуляции организмов. В основном этим занимались физиологи.

Еще в 19 веке И.М. Сеченов высказал мнение, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение. «Для нас внешние проявления мозговой деятельности суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочение какой-либо группы мышц - акта механического, рукой музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки, полные жизни и страсти, а под рукой скульптора оживает камень. Ведь и у музыканта, и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь механические движения, которые, строго говоря, могут быть даже подчинены математическому анализу и выражены формулой. »Сеченовым было предложено принципиально новое понимание предмета психологии как регулируемого психикой поведения целостного организма . Психология охватывает не только продукты деятельности органов чувств в виде ощущений, восприятий и их следов, но также непременно включает деятельность мышечной системы [19].

1.1. Циклографический метод регистрации Н. Бернштейна

Запись ориентировочных движений руки не составила трудностей после разработки Н. Бернштейном циклографических методов регистрации. В работе был применен упрощенный вариант циклографической установки для регистрации рабочих движений, ощупывающей руки в процессе формирования навыка прохождения лабиринта. Установка состояла из объемного лабиринта, помещенного на столе перед испытуемым, на который сверху с расстояния 120мм смонтировано фотоаппарат с обтюратором перед объективом. Обтюратор, имеющий пять щелевых отверстий, вращаясь от синхронного электромотора, делает один оборот в секунду. При вращении обтюратора объектив открывается пять раз в секунду на время 0,012 сек. Испытуемому на указательный палец одевается кольцо с лампочкой. При ощупывании или прохождении лабиринта маршрут движения отмечается на пленке с частотой 5 раз в секунду [2].

1.2. Регистрация моторных актов в экспериментах А.Р. Лурии

В книге А. Г. Лурии "Природа человеческих конфликтов", написанной в 1930 году, изучается дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Начато попытки рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто и патогенеза. Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций - прообраз современного "детектора лжи". А.Р.Лурия был собран богатый материал по конфликтам аффективных процессов в различных экспериментальных и природных стрессовых ситуациях. В главе этой книги «Проблема дезорганизации поведения» А.Р.Лурия пишет «... моторика будет служит для нас Лишь путем к изучению скрытых психологических процессов, Лишь системой, отражающей их структуру; поэтому, НЕ являясь

                типологическим, наше исследование является функциональным  [13]».

«Произвольное движение по своей схеме оказывается значительно более устойчивым, чем мы могли бы предполагать, и с этой точки зрения оно оказывается не мене пригодным в качестве основного фона для изучения вносимых дезорганизации поведения нарушений, чем любое непроизвольное движение, сомнения в его устойчивости могут отпасть при первом же анализе материалов. На рисунке 1 мы приводим циклографическую запись трех движений удара, сделанную на одной и то же фотографической пластинке. Мы нарочно взяли пример довольно сложного произвольного движения, в котором могли бы ожидать максимальной вариативности и неустойчивости его формы; однако эта иллюстрация показывает нам, что дело обстоит совершенно иначе: три сложных произвольных движения оказываются совершенно идентичными по схеме, по своему построению и так накладываются друг на друга, что мы оказываемся часто почти не в состоянии различить их на одной записи. То незначительные отступления, которые мы находим между траекторией ЭТИХ трех движений, нас ничуть НЕ смущают, потому что они являются НЕ нарушением схемы, а лишь незначительной Вариацией в ее осуществление, ничуть НЕ Изменяя основной "двигательной формулы" [13].""Мы Должны найти такую ​​систему деятельности, которая включала бы в своих пределах и центральный процесс, подвергаемый аффекта дезорганизации, и моторный процесс, Который был бы в состоянии отразить эту центральную деятельность и ее судьбу НЕ как нечто постороннее, но как определенную сторону, включенную в одну общую с ним структуру. Только при этом условии вхождения центрального, изменяющегося и моторного, отражающего процесса в одну общую структуру мы можем надеяться адекватно отразить в этом доступном для изучения ряда все происходящие скрытые изменения [13]."

"Выделение единой динамической структуры, включающей в себя скрытую для непосредственного изучения центральную сторону и доступную для объективной регистрации моторную, является основой сопряженной моторной методики, с помощью которой мы добыл основные материалы, занимающие нас в этой книге [13]».

«Наш испытуемый сидел в удобном кресле перед столом, держа свои руки на Специальных пневматических приемниках . Правая рука лежала на столе, упираясь кончиках пальцев в зажим пневматического приемника, левая во время опыта держалась на весу, также упираясь пальцами в аналогичный аппарат.

В наших обычных экспериментах испытуемому давалось слово раздражитель, на которое он должен был ответить вторым словом, одновременно с ответом нажимал пальцами правой руки на пневматический приемник, Соединенные с барабанчиком Марея; Момент подачи раздражителя регистрировался экспериментатором путем нажима ключа, соединенно через прерыватель Бернштейна с электромагнитным отметчика; момент ответной реакции отмечался испытуемым, Который своим голосом, с помощью чувствительной мембраны системы Широкое размыкал ток и прекращал действие отметчика.

Пневматический приемник, Которым мы пользовались для наших целей, был специально сконструирован нами и представлял овальную металлическую капсулу, вделанную в деревянный футляр и обтянуты резиной . Нажимая пальцами правой руки одновременно с речевым ответом, испытуемый тем самым производит давление на алюминиевую пластинку A, которая благодаря шарниру C всегда опускается в горизонтальном направлении. Так как своим весом рука испытуемого производит известное постоянное равномерное давление на капсулу, а пальцы испытуемого укреплены в зажима D, то вполне понятно, что каждое незначительное дрожание руки может быть записано этим аппаратом. Благодаря системе крепления пальцев каждый нажим может быть с помощью барабанчиков Марея записан соответствующей идущей вверх кривой, каждый отрыв руки, оттягивающий резинку приемника вверх, - соответствующей впадиной на кимографической записи. На ленте кимографа мы получали, таким образом, запись, одновременно отражавшую три принципиальных для наших опытов линии.

А - отметка времени в пятых долях секунды

В - линия речевой реакции, где точно регистрируется момент подачи раздражителя и момент речевого ответа.

С - кривая активной, правой руки, которая оказывается в обычных опытах спокойной в латентный период и дает правильный нажим, сопряженные с речевым ответом;

D - кривая пассивной левой руки, выражающаяся обычно в спокойной, осложненной небольшим равномерным тремором линии. Мы получаем, таким образом, целую систему взаимно проверяющих друг друга признаков, изменения которых дают нам возможность достаточно полно изучить структуру вызываемых нами нейродинамических нарушений [13].»

1.3.Кинематометрическая методика Е.П. Ильина

Е.П. Ильин в ​​1976 году изучал проприоцептивные функции воспроизведения, дифференцирования, отмеривания движений по усилию и амплитуде, а также различные скоростные качества и выносливость.

Для исследования использовался кинематометр Жуковского. На металлической стойке основания кинематометра помещена деревянная платформа, имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, чтобы предплечья обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и перемещает за собой стрелку прибора, указывает своим положением на шкале длина выполняемого движения.

Исследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечья на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вращения платформы. Закрыв глаза, обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в пределах 20-30 °) и, согнув руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаза, затем отводит руку в исходное положение. Далее он, не открывая глаза, должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталонном) движении (по инструкции - на Г), и снова вернуть руку в исходное положение. Для третьего движения дается противоположная задача: уменьшить эталонную (выбранную) амплитуду на Г. Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 °, то во втором нужно сделать движение на 25 °, а в третьем - на 23 ° (в действительности и приложение амплитуды, и ее уменьшение бывают значительно больше).

2. Системные концепции механизмов управления движениями (прямая связь)

    2.1. Теория Н.А. Бернштейна

Целостность и структурная сложность живого движения, была замечена И. М. Сеченова и нашла отражение в принципе доминанты А. А. Ухтомского, стала объектом глубокого исследования Н. А. Бернштейна. Его взгляды, основанные на большом экспериментальном материале, были изложены в статье «Проблема взаимоотношении координации и локализации». Статья, опубликованная в 1933 году в журнале «Архив биологических наук», сейчас стала уже классической. Эта статья подводит итог первого периода научных исследовании Н.А. Бернштейна. Революционно новым (и, к сожалению, плохо понятным современниками) в этой статье было утверждение, что, если приспособительная реакция организма формируется в процессе своего непрерывного сенсорного корректировки, то в центральной нервной системе неизбежно должно существовать в какой закодированной форме предсказания необходимого конечного результата действия - «модель потребного будущего», как ее назвал Н.А. Бернштейн [2].

Так, в блок-схеме аппарата управления движениями Н. А. Бернштейна, как показано на рисунке 5, выделены основные блоки приема, переработки и выдачи информации, а также программируемый блок. Управление предполагает достижение заданного программой результата произвольного движения. Это достигается минимизацией рассогласования между программным и реальным результатам. Несогласованность устанавливается блоком сличения информации, поступающей от блока программно задает, и информации, поступающей по каналам обратной связи, как внутренней (кинестетическая информация), так и внешней (например, зрительная информация от объекта воздействия). В работах Н. А. Бернштейна проводится сравнение рассматриваемой блок-схемы системы управления с анатомией и физиологией нервной системы. Одним из важных следует признать вывод автора о том, что в физиологической основе организации управления движением лежит рефлекторное кольцо (замкнутый через обратную связь контур), а не рефлекторная дуга [2].

Показав роль цели в построении двигательного действия, Н.А. Бернштейн наметил направление дальнейшего исследования его психологической структуры - ведущей по отношению к его физиологической структуре.

    2.2. Теория П. К. Анохина

В 1935 году учеником И. М. Сеченова П.К.Анохиным предложена схема архитектуры поведенческого акта как функциональной системы, действующей в рамках определенных центральных и периферических нервных структур. В развертывании управляющего процесса в функциональной системе выделяется несколько стадий информационных преобразований: афферентный синтез, принятие решения, реализация решения. Рассмотренные модели систем управления касаются выполнения единичного произвольного двигательного акта, после завершения которого может выполняться следующий. Однако реальная произвольная двигательная деятельность стремится к целостности, в которой отдельные акты существуют не как фрагменты, а как элементы системы [1]. Подробнее строение функциональной системы мы рассмотрим в модели процесса решения перцептивно-моторных задач «цветной градиент» на стр. 19

Продолжая исследования действий в направлении намеченному

Н. А. Бернштейном, П. Я. Гальперин расшифровывает понятие "образа потребного будущего" и регулятора его достижения - ориентировочной основы действия (ООД). Формирование ООД предшествует исполнению и включает много довольно сложных операций, что позволяет говорить о нем как об ориентировочной деятельности. Эта деятельность начинается с выяснения требования двигательной задачи, то есть по принятию решения на основе оценки ситуации деятельности. Следующая ориентировочная действие - оценка условий решения задачи в контексте его требования. Результатом этого действия будет определение состава операций. Каждое действие, все входящие в нее операции требуют для своего осуществления точного управления своими движениями. Поэтому ориентировочная деятельность включает проектирование целесообразных усилий, траекторий, скорости и ритма отдельных действий [7].

3. Обобщенная модель репрезентации (обратная связь)

3.1. Модель опыта по В.Вундту

В работе «Психология душевных волнений» Вильгельм Вундт пишет: «Непосредственный опыт состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и любознательного субъекта, и соответственно этому мы имеем два рода психических элементов, получаемых в результате психологического анализа. Элементы объективного содержания опыта мы называем элементами ощущения, или просто ощущениями, например, тон, известное ощущение тепла, холода, света ... Субъективные элементы мы называем элементами чувства, или простыми чувствами»[4].

Для нашего исследования является очень важным остановиться на том, что Вундт в этой работе фактически описывает не эмоции, а способ репрезентации этих эмоций. Идя путем такого анализа, Вундт разработал достаточно удобную в технологическом плане схему. Он будто нанизывает на ось субъект - объект феномены, которые выявляет с помощью метода интроспекции. Он пытается выразить субъективное в объективных значениях. Это первый шаг на пути выражения внутреннего мира с помощью числа. Такой подход формирует координатное пространство для классификации и сравнения «элементов» психического.

Он продолжает: «В ощущениях и простых чувствах мы находим и некоторые общие свойства, и некоторые характерные отличия. К общим свойствам относится, например, то, что каждому элементу присущи два определения: качество и интенсивность. Любое простое ощущение, всякое простое чувство имеют определенное качество, всегда данная бывает в разной силе (интенсивности). В названиях психических элементов мы руководствуемся исключительно их качествами ... Наоборот, различия интенсивности элементов обозначаются нами во всех случаях одинаковыми обозначениями величины. Ощущения и чувства ... отличаются друг от друга в некоторых существенных свойствах, которые связаны с тем, что наши чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения - к разнообразным объектам.

Все многообразие чистых ощущений распадается на несколько обособленных друг от друга систем, между элементами которых нет никаких отношений по качеству. Поэтому ощущение, принадлежащие к различным системам, называются диспаратные. В этом смысле диспаратные тон и цвет, но также и ощущение тепла и давления. Наоборот, все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства »[9].

С одной стороны, Вундт делает логический перенос по анализу процессов ощущения на процессы чувства. Он выделяет элементы сознания по принципу аналогии с элементами ощущений. И строит из них более сложные конструкции чувств высшего по иерархии плана.

«Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области чувств тоже обычно более или менее тесно объединяются в одно целое. Так, одновременно звуки объединяются в созвучие, одновременные световые впечатления - или в однопредметное представление, или по крайней мере в известное число пространственно связанных друг с другом представлений объектов »[4].

Здесь мы четко видим системный подход. Ощущение, как единицы анализа, элементы, описываются как имеющие свойства иерархичности и фрактальности, взаимодействуют между собой и включены в систему, которая имеет такие же свойства. На рис. 6 изображено обобщающую схему.

«Мы будем называть этот принцип принципом единства эмоционального состояния. Согласно с ним нет в сознании двух одновременных представлений, хотя самых диспаратных и независимых друг от друга, эмоциональные элементы которых не объединялись бы одно равнодействующей чувства. Нетрудно видеть, что этот принцип единства эмоционального состояния непосредственным образом связан с одной основной свойством чувств, с тем же, что все чувства, которое бы не было их происхождение, в каком бы отношении не стояли связанные с ними представления, всегда принадлежат к одной и той же эмоциональной непрерывности. Далее психологическое наблюдение показывает нам, что все простые чувства, которые объединяются согласно принципу единства, взаимно модифицируют друг друга и что все они модифицируются в общей равнодействующей: при этом самым характерным является то, что отдельные простые чувства целом или совсем перестают различаться как отдельные составные части сознания и только вносят cвою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или по крайней мере отступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением.

Назовем единую равнодействующую всех имеющихся в данный момент эмоциональных действий цельным чувством, а отдельные чувства, входящие в состав его как части, - частичными чувствами »[4].

Таким образом Вундт отстаивает, мысль о том, что чувство обеспечивают целостность отображения. В его словах мы видим синтез когнитивного и аффективного. «... Важное отличие, которое наблюдается между чувственными представлениями, возникающие под влиянием внешних раздражений, и между представлениями, воспроизведенными памятью. При непосредственных чувственных представлениях элементы чувства, входящих в них, конечно следуют за объективными впечатлениями, между тем как при воспроизведенных представлениях наоборот - они со столь же правильной закономерностью идут впереди ...»

Очень важным для нашего исследования является построение Вильгельма Вундта, описывающее эмоции в пространстве трех признаков. Осями этого пространства является удовлетворение-неудовлетворение, напряжение-разряжение и успокоения-возбуждения. Вундт высказывает мнение о том, что каждое единичное чувство является точкой в этом пространстве. Плыл изменения простого чувства можно изобразить как движение этой точки в пространстве на рис. 7

Если присмотреться, то можно заметить, что эти признаки существенно связаны с первыми тремя факторами семантического дифференциала (оценка, сила, активность). Удовольствие - неудовольствие можно рассматривать как аналог оценки. Напряжение - разряжение как аналог силы.

Успокоение - возбуждение можно рассматривать как аналог активности.

Это указывает на то, что эти три признака являются универсальными и их можно выделить как параметры решений перцептивно-моторных задач и свойства объектов реальных и идеальных объектов с которыми выполнялись действия.

3.2. Символическая функция и уровни репрезентации Ж. Пиаже

Жан Пиаже ввел в научный арсенал понятие «когнитивная схема». Строя био-логическую теорию развития интеллекта, он раскрыл механизмы формирования презентации и репрезентации [17].  

В труде «Генетический аспект языка и мышления» он разводит понятия «признак», «сигнал», «символ» и «знак». Эти элементы являются одними из ключевых для нашей модели.

«Таким образом, мы можем принять, что существует некая символическая функция, более широкая, чем язык охватывающая, кроме системы вербальных символов, систему символов в узком смысле этого слова. Поэтому можно сказать, что источник мышления надо искать в этой символической функции. Но столь же законно будет утверждать, что и сама символическая функция разъясняется формированием представлений. Действительно, суть символической функции состоит в дифференциации означающий (знаков или символов) и означаемых (объектов или событий, причем те и другие схематизированные или концептуализированные). На сенсомоторной основе уже существуют системы значений, поскольку всякое когнитивное восприятие и когнитивная адаптация состоят в передаче значений (форм, целей, способов и т. П.). Но единственное означающее, которое знает сенсомоторное поведение - это признак (в противоположность знакам и символам) или сигнал (обусловленное поведение). Однако признак и сигнал являются означающий, довольно слабо отличающимися от своих означаемых: в самом деле, это лишь части или аспекты означаемого, а не его репрезентанты, позволяющие воспроизводить означаемое в памяти; они приводят к означаемому как часто приводит к целому или средства приводят к цели, а не как знак или символ, которые позволяют мысленно воспроизвести предмет или событие даже в их отсутствие. Напротив, символическая функция формируется для того, чтоб дифференцировать означающие от означаемых так, чтоб первые могли дозволит воспроизвести представление о вторых. Ставит же вопрос, символическая ли функция порождает мышление или мышление делает возможным возникновение символической функции - это все равно, что спрашивать, река дает направление берегам или берега реке.

Но поскольку язык - Лишь особая форма символической функции и поскольку индивидуальный символ несомненно проще, чем коллективный знак, позволительного сделать вывод, что мышление предшествует языку и что язык ограничивается тем, что глубоко преобразует мышление, помогая ему принять устойчивые формы посредством более развитой схематизацией и более гибкой абстракции »[18].

Эту теоретическое построение Жан Пиаже издал в 1954 году.  

3.3 . Анализ репрезентации по Л. Выготским

Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высокий уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д.Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть любой человеческой деятельности и от ее характера зависят результаты этой деятельности.

Л. Выготский выделил молярную единицу, которая является звеном в цепи процессов общения и обобщения - значение. Простейшими формами значения являются синкрет и комплексы, наиболее развитыми формами значения - научные понятия. Системность организации значений, возможность переформулировок содержания высказывания, высказывания одних значений через другие критерием осознанности [5].

А. Леонтьев продолжил рассматривать значение как образующую единицу сознания. Он определяет значение как то, «что стало достоянием моего сознания (в большей или меньшей в своей полноте и многогранности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как« обобщенного образа действия», « нормы поведения».

А. Леонтьев предложил трактовку сознания как индивидуальной системы значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами.

Подчеркивая ведущую роль языка как носителя общественного опыта, он отмечает возможность фиксации значений не только в форме понятий, но и в форме умения как обобщенного образа действия, социально нормированные формы поведения, ритуалов, выразительных движений, искусственных языков, символов, жестов [20].

 «Анализ исследования проблемы, интересующей нас, не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод изучения смысловой стороны речи, метод изучения словесных значений ».

Под значением Л.С.Выготский понимал совокупность признаков, которые служат для классификации, а под понятием - такую ​​форму значения, в которой выделены существенные признаки и структура которых упорядочена. Существенными признаками понятий, по мнению В. В. Давыдова, выступают свойства, раскрываются в отношении понятия к другим понятиям и определяют генезис, развитие понятийной системы [15].

В повседневной жизни часто встречается обобщения на основе сходства эмоциональных переживаний, впечатлений от образа вещей и событий. Большинство значений, которыми пользуется человек в повседневной жизни, не подпадает под определение научных.

Зачастую, наше восприятие мира является категориальным, т.е. опосредованным значением, и проблема исследования различных уровней обобщения может быть сформулирована как проблема исследования различных уровней и форм репрезентации объекта суб ' объекта. Одной из важнейших проблем изучения значения является исследование его невербальных форм, в частности существования значения в системе визуальных образов. В исследовании значения наиболее изученными являются формы фиксации его в языке, то есть слов, предложений. Значение же, носителями которых выступают образы, а конкретнее - значение изображений, плакатов, эмблем, мимических, выразительных движений, гораздо менее изучены [15].

3.1. Семиотический треугольник Огдена - Ричардса

Семиотический треугольник Огдена-Ричардса мы включим в нашей модели как узловую структуру. Для этого его необходимо модифицировать и расширить это построение на те означающие, которые имеют место в допонятийного репрезентации реальности. Традиционно знаком называется материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя некоего другого предмета. Значение знака (экстенсионал) - предмет, представляется  

(представляется) данным знаком.  

Смысл знака (интенсионал) - информация о предметах, представляются, заключенное в самом знаке или которая связывается с этим знаком в процессе общения или познания.

Если рассматривать знак как частный случай объекта, которым можно заменить явление для включения в когнитивную схему, то на место знака в треугольнике надо поставить означающее. Согласно Жану Пиаже это могут быть признак, сигнал, символ и знак, все то, что он относит к продуктам символической функции. Джером Брунер выделяет три формы репрезентации объекта субъекту: через действие, через образ и через знаковую (символическую) форму. Таким образом, возможно построение семантических пространств, т.е. определение структуры различных уровней репрезентации, хотя исследования в настоящее время затрагивают лишь две последние, особенно знаково-вербальную. Таким образом, обобщая материал, приведенный в этом разделе, можно составить схему, изображенную на рисунке 8.

В ней выделены единицы анализа представления и сознания и показана связь между ними. Выделены следующие означающие, как сигнал, признак, символ и знак. Показано, что это разные уровни репрезентации в целом или его крупных подсистем или функций (темперамента, характера, памяти ...). Методы психосемантики изучают свойства таких единиц анализа психического как значение. Согласно Л.С. Выготскому значение является именно единицей анализа в противовес элемента, так как несет в себе свойства целого.

4. Описание перцептивно-моторной задачи «цветные градиенты»

4.1. Модель зрения человека и цветовое пространство компьютера

Линейная 3-компонентная цветовая модель зрения человека

Цветовое зрение человека обусловлен наличием трех видов светочувствительных рецепторов на сетчатке глаза, максимумы спектральной чувствительности которых локализованы в области 420, 534 и 564 мм, что соответствует синему, зеленому и желтому (хотя в литературе обычно пишут «красном ») цвета. Они являются базовыми, все остальные тона воспринимаются как их смешение в определенной пропорции. Например, чтобы получить желтые спектральные цвета, совсем необязательно

воспроизводить его точную длину волны 570-590 мм, достаточно создать такой спектр излучения, возбуждающего рецепторы глаза подобным образом. Это явление называется метамерией.                                                            

Цветовое пространство компьютера

В качестве условий в перцептивно-моторной задаче использованы цвета, генерируемые компьютером на основании аддитивной цветовой модели.

Цвета в этой цветовой модели состоят из трех каналов. При смешении основных цветов (красный, зеленый и синий), например, синего (B) и красного (R), мы получаем пурпурный (M, magenta), при смешении зеленого (G) и красного (R) - желтый (Y, yellow ), при смешении зеленого (G) и синего (B) - циановый (С, cyan). При смешении всех трех цветовых компонентов мы получаем белый цвет (W).

В телевизорах и мониторах применяются три электронные пушки (светодиодов, светофильтры) для красного, зеленого и синего каналов.  

Преимущество этой модели заключается в том, что будучи для испытуемого качественной характеристикой, цвет в то же время может быть выражен количественно. Это очень удобно для анализа. Координаты цветов можно складывать, вычитать, делить, находить среднее.

4.2. Условия перцептивно-моторных задач

В перцептивно-моторных задачах программным путем поставлены во взаимно однозначное соответствие координаты курсора в двумерном евклидовом пространстве монитора и координаты точки, принадлежащей определенной поверхности трехмерного цветового RGB пространства.

Испытуемый, двигая курсор в выбранном им направлении, меняет цвета монитора определенным образом. Фактически он одновременно делает движение и в реально протяженном пространстве монитора, и в абстрактном цветном RGB пространстве.

Для простоты в большинстве случаев существует четыре полюса расположенных в углах монитора: черный, два цветовых и один смешанный.

При двойном нажатии левой кнопки мыши в месте положения курсора ,

что соответствует наиболее близком цвета

происходит переход к следующей перцептивно-моторной задачи с новыми условиями.

Максимальное значение по осям Х и У условной системы координат монитора составляет Х = У = 256

Таблица 1.  Характеристики плоскостей
Код R G B Обозначение
1 GB 0 x y OBCG
2 RB x 0 y OBMR
3 RG x y 0 ORYG
4 YB y y x OBWY
5 MG y x y OMWG
6 CR x y y OCWR
7 rGB 128 x y
8 gRB x 128 y
9 bRG x 128 y

Все девять плоскостей RGB пространства, использованных в этом исследовании, отображенны на рисунке 13 и описанны в таблице 1.  Каждой  из осей трехмерного цветового RGB пространства присваивается одна из координат курсора на мониторе  или функция от этой координаты.

Таким образом мы получаем восемь перцептивно-моторних задач условия которых отличаются распределением цветов на экране.

Фактически мы связываем плоскость экрана и соответствующую поверхность в трехмерном цветовом пространстве. Двигая курсор, человек как бы исследует поверхность цветового пространства и ищет на ней цвет, который соответствует эталонному цвета фигуры, заданном в условии задачи. Когда исследуемый находит необходимый цвет, он его выбирает и переходит к другой задаче.

Поверхность функционально заданная в перцептивно-моторной задачи может отличаться от плоскости. Для выявления наиболее удобных поверхностей необходимы исследования.

 Очень удобным для исследований является использование цилиндрического цветового пространства обозначаемого как SHV. В этом пространстве координатами являются цветовой тон (угловая координата), насыщенность (радиус - вектор) и яркость (Z-координата). Можно заметить некоторые связи с

факторами семантического пространства

и пространства описанного В.Вундтом.

Цветовой тон здесь соответствует оценке, насыщенность соответствует силе, а яркость активности. Для подтверждения этой гипотезы тоже необходимы дополнительные исследования.

Следует заметить что RGB пространство более приближен к машине, его проще задавать программно, но на одной поверхности трудно задать вси возможные цвета. В свою очередь SHV пространство является более приближенным к человеку, весь спектр цветов возможно задать на одной поверхности, но в некоторых случаях анализа Необходимые переводить все значения в RGB пространство.

В зависимости от объекта который движет исследуемый в цветном RGB пространстве можно выделить субъективные и объективные задачи. В объективных задачах правильное решение есть только одно и оно задано условием задачи (заданный цвет объекта). В субъективных задачах условие является субъективный, выбор респондента и способ решения несет в себе информацию о личностных чертах.

5. Общая модель решения перцептивно - моторной задачи «цветные градиенты»

Представим человека, сидящего перед монитором и, решая предложенную перцептивно-моторную задачу, двигающего манипулятор. Она фиксирует минимальные изменения цветов, оценивает эти изменения, определяет градиент роста интенсивности той или иной цветовой составляющей и изменяет на основании полученной информации свое поведение. Цвета экрана при движении курсора меняется и все повторяется снова.

В нашем случае система человек - машина состоит из субъекта, объекта, действий человека и поведение машины. Машина реагирует на действия человека определенным образом, заданным в алгоритмах программы. Сначала испытуемый получает инструкции, согласно которым он должен найти такие цвета, максимально приближенные к эталонному цвета, заданного в условии задачи.

Согласно А.Н. Леонтьеву перцептивно-моторная задача имеет такой психологический смысл:

Перцептивно-моторная задача - это цель, заданная в определенных условиях.

Цель - это образ желаемого результата, который определяется цветом фигуры движущейся за курсором. Условия определяются цветом монитора, который функционально зависит от

Объективно Субъективно
Требования Цель
Условия Средства

положения курсора в системе координат монитора.

Действие – это процесс подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Действие - это процесс решения задачи, что включает в себя процесс образования цели и процессы поиска средств. Операция - средство достижения цели, зависит от условий [12].

К разряду операций переходят те действия, которые перестают быть осознанными.

Согласно П.Я. Гальперину в перцептивно-моторной задачи можно выделить ориентировочные части действия.

1. Уровень операций. Все поле разделено на 256 х 256 клеток так, что в соседних ячейках цвет отличается на 1 единицу. При переходе манипулятора в соседнюю ячейку человек регистрирует изменение цвета монитора и принимает решение, в каком направлении двигаться дальше. Все направления движения можно условно сгруппировать по количеству соседних клеток, равной восьми, потому что курсор непременно попадает в какую из них. Эти операции являются большинством неосознаваемыми. Исполнительной частью действия являются сдвиги манипулятора в соседнюю клетку.

2. Уровень действий. Действие полностью осознанным процессом подчиненным представлению о результате, который должен быть достигнут. Ориентировка в пространстве взаимодействия с внешней средой, что является внешним ориентировочным полем, требует следующие операции: фиксирование смысла дияльноcти, оценка ситуации, постановка двигательной задачи (что именно следует сделать), анализ условий решения задачи и выбор адекватных операций, определения последовательности операций, расчет пространственных , временных и динамических характеристик действия (проектирование траекторий, усилий, темпа, ритма, длительности).

Исполнительной частью действия в этом случае является двойное нажатие на левую кнопку манипулятора. Контрольная часть действия - это проверка того, что на мониторе предложена следующая задача.

Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки ощупывает предмет, движения глаза, прослеживает видимый контур предмета.

Рука "учит" глаз своим приемам ощупывания, "учит" своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания.

И. М. Сеченов писал: "... Идет речь о контурах и величину или об удалении и относительное расположение предметов, двигательные реакции глаза при осмотре и движениях при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу ..."

Ориентировка в цветовом пространстве можно рассматривать как создание одномодальных перцептивного образа, который обладает свойствами константности, действенности, образности, но не имеет свойств предметности и структурности в связи с тем, что для человека цвета меняются недискретные и имеют лишь определенный градиент.

Согласно теории функциональных систем Анохина действия человека можно представить в виде следующей схемы.

На стадии афферентного синтеза внутренняя организация информации должна достичь уровня, обеспечивающего возможность принятия решения.

В этом комплексе должна быть представлена ​​информация о той или иной потребности организма (представлена ​​доминирующей мотивацией), об общей внешней ситуации (комплекс Обстановочная афферентаций), о критичности информационного комплекса (пусковая афферентация), о прошлом опыте (память). Непрерывный активный подбор афферентаций и их сопоставление с доминирующей мотивацией и элементами прошлого опыта осуществляются как ориентировочно-исследовательская деятельность (реакция). Пусковая афферентация достигает центральных механизмов афферентного синтеза через анализаторные системы (содержательная информация) и через ретикулярную формацию (активизирующая информация). На стадии принятия решения осуществляется выбор конкретного акта поведения. На стадии реализации решения формируются функциональные механизмы программы действия и акцептора действия. Программа действия выполняет организующие функции, акцептор действия - контрольные. Информация о результатах действия и параметры действия по каналам обратной афферентации поступает в акцептор действия, где эти результаты сравниваются (сверяются) с ожидаемыми (запрограммированными). При совпадении результатов поведенческий акт прекращается, если он завершен как логическая функциональная единица поведения. При этом происходит запоминание наиболее успешного варианта афферентного синтеза. При несовпадении результатов действие прекращается. Эта информация акцептора действия является пусковой для развертывания ориентировочной реакции (деятельности). Результаты ориентировочной деятельности обеспечивают перестройку афферентного синтеза [1].

6 Принципы анализа решений перцептивно - моторных задач

6.1. Физический смысл трека как записи движения в поле действия аттракторов

При решении перцептивно-моторных задач в базе данных с периодом в 10 милисекунд хранятся координаты курсора на экране. Цвета экрана является специально заданной функцией от этих координат и определяются уже при анализе данных.

Графически данные тестирования можно выразить в виде кривой, цвет которой плавно изменяется и соответствует цветам экрана при нахождении курсора в определенном месте.

Фрагмент трека в числовом записи выглядит так: «... 988 821 994 821 1008 821 1025 815 1032 810 1039 805 1069 773 1082 753 1098 730 1141 667 ...»

Исходя из этих данных, можно рассчитать параметры решения перцептивно-моторной задачи. Фактически весь трек состоит из прямых отрезков определенной длины, концы которых зафиксированы в равные промежутки времени.

Длина отрезка находится по формуле:

Длина кривой является арифметической суммой длин отрезков.

Время движения по кривой равно количеству всех временных интервалов, которые были отмерено за время выполнения задания.

Скорость на отрезке фактически равен длине отрезка, так как временные интервалы для всех отрезков уровне.

Средняя скорость является отношением длины трека к времени выполнения перцептивно-моторной задачи.

Ускорение можно найти как изменение скорости между двумя единичными отрезками.

Цвет соответствующего отрезка определяется как цвет экрана в его начальной точке.

Разница цветов находится как расстояние между соответствующими точками в условном цветовом пространстве экрана.

Таблица 2. Физические параметры треков

Знак Название параметра Единица измерения
1 L длина трека условный пиксель
2 T решении ПМЗ секунды
3 V скорость движения, как производная от L по T условные пиксели / секунду
Vm максимальная скорость движения условные пиксели / секунду
a ускорения, как производная от V по T условные пиксели / секунду2
am максимальное ускорение условные пиксели / секунду2
4 d расстояние между условием и решением условные пиксели

6.2 . Кластерный анализ результатов

В трехмерном цветовом пространстве выборы цветов для определенных стимулов имеют определенные координаты. По Этими координатами можно сделать классический кластерный анализ. Определить расстояния между категориями в цветовом пространстве и найти группировки категорий для одного Респодентам. Такая кластеризация будет не очень точной, но простой в исполнении [10].

При кластеризации возможно учитывать и физические параметры треков. Сходство в таких динамических характеристиках, как скорость движения, ускорение и их изменениях может свидетельствовать о близости категорий в представлении респондента.

При исследовании отношений между категориями для большой группы респондентов можно сделать кластеризацию с помощью Q-техники факторного анализа. Для этого делается факторный анализ для таблицы где в столбцах расположены параметры решений для определенных случаев а в строках респонденты. Все исследуемые категории сгруппируются вокруг найденных факторов с определенными коэффициентами и можно будет определить кластеры. Такой подход позволяет давать вероятностную оценку формирования тех или иных групп категорий [11].

Возможно применить Q-технику для поиска группам категорий для одного респондента. Необходимо составить таблицу, где в столбцах будут категории, а в строках будут координаты точек треков в определенные интервалы времени. Поскольку физические характеристики треков будут разные, то их надо учитывать при анализе. Для этого нужно разработать функцию для расчета необходимых интервалов которое приведет треки к «общему знаменателю». Таким образом мы получим кластеры в которых будут находиться категории с похожими путями решений перцептивно-моторных задач [11].

7. Перспективы дальнейших психофизиологических исследований

С использованием перцептивно-моторной задачи «цветовые градиенты» были проведены исследования по двум темам.

1. Исследование связи между параметрами освобожденным перцептивно-моторных задач и свойствами темперамента и характера. В исследовании применялись объективные перцептивно-моторные задачи. Оно показало различия между характеристиками освобожденным перцептивно-моторных задач для групп с различными свойствами темперамента и характера.

2. Исследование связей между дифференцированностью репрезентации базовых эмоций и свойствами темперамента. В исследовании применялись объективные перцептивно-моторные задачи типа «цветной градиент», символический и семантический дифференциалы программно реализованы, как перцептивно-моторные задачи. Исследование выявило для различных уровней репрезентации (сигналы, символы и знаки) различия в распределении названий (понятий) базовых эмоций по кластерами. Выявило связи между дифференцированностью (суммарной расстоянием между названиями в соответствующих пространствах) и свойствами темперамента.

Очень интересна перспектива дальнейших психофизиологических исследований. При развязанная перцептивно-моторных задач типа «цветной градиент» параллельно с треком можно записывать электроэнцефалограмму, электроокулограмме и электромиограммы. Это позволит более детально исследовать психофизиологические процессы, которые сопровождают процесс развязанная перцептивно-моторных задач. Путем статистического анализа особенностей показателей физиологических процессов возможно выделять новые параметры и характеристики треков.

Детальное исследование процесса решения делает возможным находить неосознаваемые развязанная, как выраженные состояния системы на пути к тому, что респонденты декларируют, как развязывание субъективных задач. Если задекларировано решения можно рассматривать как состояние устойчивого равновесия, то такие неосознаваемые решения можно назвать состояниями неустойчивого равновесия. Состояния устойчивой и неустойчивого равновесия можно рассматривать как аттракторы к которым направляются траектории решений задач.

Накопление такой информации в удобном для машинного анализа виде позволит продуктивно работать в двух направлениях. Возможно будет строить детальные модели физиологических процессов во время деятельности, ориентация в определенных условиях, решение задач. Также, возможно будет строить детальные багатомодальни и многомерные модели структуры репрезентации, семантических сетей. Это раскрывает новый путь к пониманию процессов психического и их генезиса.

Выводы

В работе мы применяли две единицы анализа психического. Такую единицу как значение, предложенную Л.С. Выготским и функциональную систему, предложенную П.К. Анохиным.

Исходя из системного подхода, значение по Л.С. Выготским можно рассматривать как необходимую составляющую функциональных систем определенного уровня. Оно является продуктом мышления, абстрагирования и обобщения важных свойств вещей, и, одновременно, единицей мышления, необходимой для решения задач более высокого уровня. Решение субъективной перцептивно-моторной задачи, где в качестве стимула выступает символ или знак, требует мышления на уровне конкретно-логических или даже абстрактно-логических операций по Ж. Пиаже. В этом случае символ или знак выступает объектом над которым выполняются действия в определенных условиях. В этих действиях проявляется определенное содержание и свойства соответствующего значения (понятия) отношение респондента к соответствующей категории.

Процесс развязанная объективной перцептивно-моторной задачи, где необходимо находить заданный цвет, можно интерпретировать как процесс мышления на уровне сенсо-моторных операций. В действиях, сопровождающих процесс решения проявляются свойства темперамента и характера. При решении задач проявляется эмоциональное отношение респондента к определенным категориям, ведь цвет это очевидная свойство всех вещей нашего мира и, во-первых, связана именно с емоцийное оценкой.  

Подробная информация, записанная при решении перцептивно- Мотоно задачи, по сути , является образом решения задачи, образом деятельности человека в определенных условиях. Этот образ можно применять как абстрактную и синтетическую единицу анализа психического. Такая единица будет соответствовать требованиям к единицам анализа психического сложившимся В.П. Зинченко. Она будет таким продуктом анализа, будет обладать всеми основными свойствами целого, ее будет невозможно разложить на части без потери образа целого, ее разновидности будут пригодны для анализа психического во многих случаях.

Экспериментальным путем возможно выделять наиболее валидные и информативные перцептивно-моторные задачи и об 'объединять их в системы. Система решений перцептивно-моторных задач может стать основой для моделирования психического и для отдельного человека и вообще. Подбор способов анализа и синтеза данных при моделировании, можно рассматривать как некий эксперимент, взгляд с новой стороны.

Современные средства позволяют разработать разветвленную информационную систему, которая позволит автоматизировать накопления в режиме онлайн, хранение и обработку экспериментальных данных. Дальнейшая работа в этом направлении может значительно дополнить психологическую науку в теоретическом плане. Разработка нового исследовательского инструментария может значительно расширить возможности практических психологов в медицинских и учебных заведениях.

Литература

1 Анохин Петр Кузьмич. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М .: Наука, 1973.
2 Бернштейн Николай Алексеевич. Физиология движений и активность. М .: Наука, 1990.
3 Брунер Джером. Онтогенез речевых актов. Перевод с английского В. Голода // Психолингвистика. - М .: 1984
4

Вундт Вильгельм. Психология душевных волнений //

Психология эмоций. - М .: 1984

5 Выготский Лев Семенович, Лурия Александр Романович. Орудие и знак в развитии ребенка. - М .: 1999
6 Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. - М .: 1999
7 Гальперин Петр Яковлевич. Психология мышления и учение о поэтапно формирования умственных действий. - М .: 1966
8 Гальперин Петр Яковлевич. Функциональные различия между орудием и средством. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980, с.292.
9 Иберла Карл. Факторный анализ. - М.: Статистика, 1980.
10 Ким Джон, Мьюллер Ч. У. Факторний, дискримінантний та кластерний аналіз. Під. ред. І. С. Енюкова. - М.: "Фінанси і статистика", 1989.
11

Леонтьев Алексей Алексеевич. Психологическая структура значения.

- М.: 1971.

12

Леонтьев Алексей Николаевич. Деятельность. Сознание. Личность.

- М.: 1975.

13 Лурия Александр Романович. Речь и мышление. - М.: 1975.
14 Лурия Александр Романович. Язык и сознание. - М.: 1979.
15

Петренко Виктор Федорович. Психосемантика сознания.

- М.: Издательство Московского университетата 1988. - 208 с.

16 Пиаже Жан. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. - М.: 1984.
17

Пиаже Жан. Схемы действия и усвоение языка //  

Семиотика. - М.: 1983.

18 Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. - М.: 1994.
19 Сеченов И.М. Элементы мысли. Питер, 2001.

Комментариев: 3 RSS

Тема действительно интересная. Могу рекомендовать Вам посетить сайт, на котором есть много статей по этому вопросу.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации